В. Г. Графский Всеобщая история права и государства Учебник - страница 49

Конституционные законы периода реставрации

Стюартов и "славной революции". Оформление

конституционной монархии

Реставрация власти Стюартов происходила при соблюдении законных и других необходимых процедур. Специальным актом возвращаются исключенные во время "чистки Прайда" депутаты Долгого парламента. Постановлением палаты общин "Об образе правления Английского королевства" признается и объявляется, что "согласно основным и древним законам английского королев­ства правительство состоит и должно состоять из короля, лордов и общин" (1 мая 1660 г.). Затем вновь собранный парламент объяв­ляет о восстановлении на королевском престоле Карла II, сына казненного короля Карла I.

Сам будущий король незадолго до вступления в силу этих актов обратился ко "всем нашим любящим подданным без разли­чия звания" с Декларацией, в-которой от своего имени объявил о "свободном и всеобщем прощении" всем тем, кто в течение 40 дней публично заявит, что они "вновь становятся верными и послуш­ными подданными". Кроме того, король объявил также о праве на свободу совести, согласно которой "ни один человек не должен быть тревожим или осуждаем за религиозные разногласия, не нарушающие мира в королевстве". Что касается судьбы имений и пожалований, произведенных многим военным и гражданским ли­цам "за многие годы беспорядков, за время многих и великих ре­волюций" (в данном случае не переворотов, а круговоротов, по­вторных обращений), то этими вопросами король не пожелал за­ниматься сам, а предоставил их на решение парламента, который "лучше всего может справедливо удовлетворить всех заинтересо­ванных".

Карл II правил в течение 25 лет. Его правление отмечено деятельностью Долгого "кавалерского" парламента (1661—1679 гг.), но также периодом Беспарламентского правления (1681—1685 гг.), когда обострились внутрипартийные конфликты и соперничество между группировками тори (они одержали верх) и вигов. Ряд ак­тов этого периода был нацелен на регулирование религиозных дел в пользу англиканской церкви. Это Акт о религиозном единообра-

Тема 18. Конституционная история Англии в начале Нового времени 403

зии (об обязательности англиканских обрядов, 1662 г.), Акт о при­сяге (1673 г.), Манифест о веротерпимости (1687 г.) и др. Самым из­вестным законодательным актом этого периода стал Хабеас корпус акт 1679 г.

Habeas Corpus Amendment Act (Измененный акт о процедуре "хабеас корпус" 1679 г.) от 26 мая содержал уточненный перечень гарантий от произвольного ареста и тайных расправ. Суть их сво­дится к обязанности по приказу судьи доставить в судебное засе­дание человека (corpus — букв, тело, но подразумевается личность задержанного или помещенного в тюрьму человека). Все это де­лается для того, чтобы судья после ознакомления с причинами за-держа^шя и заключения мог уяснить, является ли задержание законным, и в противном случае отпустить задержанного на сво­боду. Эта процедура с вызовом и доставкой арестованного к судье имела ряд последствий для всех участников процедуры — для тю­ремщика или шерифа, для судьи и для самого задержанного. Они сводились к следующему:

• любому задержанному или заключенному в тюрьму лицу по его просьбе (или просьбе его родственников) должен быть выдан письменный приказ об аресте каким-либо близлежащим судом, обладающим юрисдикцией по уголовным делам. Судья при выда­че приказа может либо освободить лицо из-под ареста или из тю­ремного заключения, если его задержали незаконно, либо отпу­стить под залог, либо представить его дело в ближайшее судеб­ное заседание;

• срок доставки арестованного в суд по приказу "хабеас кор­пус" (от начальных слов приказа судьи на латыни, обращенных к шерифу или тюремщику, в распоряжении которого "имеется лич­ность для представления в суде") — всего три дня или чуть боль­ше в зависимости от места пребывания задержанного;

« тюремщик, надзиратель или шериф обязаны подчиниться такому приказу и не только доставить задержанного, но и "удо­стоверить истинные причины задержания и заключения";

• для решения вопроса судьей дается срок два дня.

Эта процедура известна и действовала еще с XV в., но теперь она была снабжена ясными и четкими положениями об ответствен­ности виновных тюремных или судейских служащих перед обвиня­емым, который пребывает под арестом или в тюрьме. Чиновники уже не могут отныне творить произвол. За первое нарушение или пре­небрежение приказом судьи о "доставке тела (личности) в суд" шериф или тюремщик выплачивает штраф 100 фунтов в пользу зак­люченного; 200 фунтов — плата за повторное нарушение, влекущее за собой дисквалификацию по профессии; 500 фунтов в пользу по­терпевшего — таково наказание для судьи любой инстанции за не­правомерный отказ в выдаче приказа о доставке заключенного в суд.

404

Часть И. Современная история

Судебный приказ "хабеас корпус" (Writ of habeas corpus) вхо­дит в систему должностных привилегий судьи, получающего, та­ким образом, возможность контролировать различные админист­ративные учреждения с помощью трех технических приемов — судебных приказов (writs, позднее — orders), направленных на воспрещение, предписывание или осведомление и адресованных подчиненным судебным инстанциям или административным учреж­дениям, включая и тюремные.

Приказ "хабеас корпус" нацелен на контроль за законностью задержаний и на ускорение решения дела. Поначалу он выдавал­ся королем наряду с приказами "о праве" (Writ of Right) при тре­бовании о возврате имущества в порядке восстановления нарушен­ного права, о вызове в суд и др.

Отказ в приводе в суд или в освобождении под залог предус­мотрен актом 1679 г. для лиц, обвиняемых в государственной из­мене и другом тяжком преступлении, а также для тех, кто зак­лючен в тюрьму за долги или по другому гражданскому делу. Если в разбирательстве дел об измене и тяжком преступлении имели место проволочки, то во избежание таких проволочек предусмот­рено послабление тягот для заключенного: его обязаны в этих слу­чаях выпустить на свободу или на поруки, однако с последующим судебным разбирательством. Освобожденному по приказу "хабеас корпус" не могут предъявить ордер на арест за то же самое пре­ступление иначе как по закону и предписанию суда.

Закон содержит запрет незаконных заточений в тюрьмах за морями, а также в Шотландии и Ирландии, в Джерси (королев­ская тюрьма) или в крепости за морями. Таким образом, речь идет о запрете незаконной ссылки. Полное название закона выглядит так: "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предуп­реждении заточений за морями". Инициаторами принятия такого закона парламентом выступили виги, не без основания опасавши­еся усиления королевского абсолютизма и произвола, и в этом воп­росе им удалось заручиться поддержкой парламентской группиров­ки тори, у которых также нашлись причины и мотивы в пользу уточнения данной процедуры.

В 1818 г. к закону было сделано следующее дополнение. Если ребенка насильно держат вдали от родителей, если кто-ни­будь несправедливо заключает кого-либо в сумасшедший дом, а также если кем-нибудь будет заявлено, что монахам не позво­ляют выйти из монастыря, то местный суд обязан непременно вынести приказ "хабеас корпус" лицу, держащему в заключении потерпевшего. Если по этому приказу потерпевший не будет тот­час же доставлен в суд и если задержание было без законно­го на то основания, то потерпевший должен быть тотчас же освобожден.

Тема 18. Конституционная история Англии в начале Нового времени 405

Хабеас корпус акт 1679 г. венчает собой триаду основных кон­ституционных гарантий в защиту личной свободы гражданина. Первыми в этом ряду следует считать Великую хартию вольностей 1215 г. и Петицию о правах 1628 г.

Наказание тюремщиков и судей за произвольный арест или сокрытие такого нарушения есть разновидность возмещения за причиненный моральный ущерб потерпевшему гражданину, и Ан­глия предстает страной, где раньше многих других и в большей степени был усвоен и обеспечен принцип возмещения за причинен­ный моральный (нравственный) вред, выражающийся не только в повреждении здоровья жертвы или близкого ей человека, не толь­ко в лишении привилегий или авторских прав, но и в незаконном лишении свободы.

В последнем случае возмещение может быть двоякого рода — в пользу государства (включая блюстителей благочиния) и в пользу потерпевшего. В Англии такое возмещение обеспечивалось после­днему.

"Английская система вознаграждения за моральный вред удивляла и удивляет своей житейской гибкостью и глубоким прак­тическим смыслом. Неуклонное стремление судей давать удовлет­ворение каждому пострадавшему за счет виновного, не упуская ни одного случая, постоянное присуждение денежных сумм с нару­шителей чужих личных прав и благ, — не только частных лиц, но и лиц должностных, — во многом содействовали в Англии выработ­ке идеала гражданина и служителя государства, укрепляя уваже­ние к чужому праву и чужой личности как в обывателе, так и но­сителях власти" (Беляцкин С.А. Возмещение морального (неиму­щественного) вреда. СПб., 1913. С. 21).

Эту же особенность английской правоохранительной системы отметил наш известный естествоиспытатель и историк науки, по­четный профессор Кембриджского университета К.А. Тимирязев, сказавший однажды, что англичане могут по праву гордиться многим — у них есть Оксфорд и Кембридж. Однако есть нечто, чем они могут гордиться еще больше — у них есть процедура "хабеас корпус".

Билль прав 1689 г. Яков II начал свое правление (1685 г.) изданием прокламации, предписывающей продолжение выплат платежей таможенных пошлин, которые были предоставлены его покойному брату Карлу II лишь на время его жизни. В следующем году король учредил суд комиссаров по церковным делам из семи лиц под председательством канцлера. По сути дела это было вос­становлением суда Высокой комиссии, который ведал религиозны­ми нарушениями и был упразднен. Декларация веротерпимости от 27 апреля 1688 г. сопровождалась указом Тайного совета с предпи-

406

Часть II Современная история

санием зачитывать текст декларации во всех церквах. Этому вос­противилась часть епископата, посчитавшая такую практику не со­гласующейся с законами страны. Епископы были взяты под стра­жу и преданы суду, но Суд королевской скамьи их оправдал.

Антипротестантская политика короля могла распространить­ся и на фонд церковных земель, перераспределенных в среде пра­вящего класса, и перед такой перспективой тори и виги на время объединили свои антиабсолютистские оппозиционные усилия. Была осуществлена "славная революция", революция без пролития кро­ви, в результате которой монарх был смещен и бежал из страны, а его место занял приглашенный на престол принц Вильгельм Оранский, которого "всемогущему Богу угодно было сделать до­стославным орудием освобождения этого королевства от папизма и произвольной власти". Оранский являлся известным лидером ан-тисрранцузской коалиции в Голландии. Он был женат на дочери Якова II, принцессе Марии, вместе с которой и был облечен ко­ролевскими регалиями. После такого переворота в верхах произош­ло закрепление нового режима правления двумя актами парламен­та, тесно взаимосвязанными друг с другом, —Биллем прав 1689 г. и Актом об устроении 1701 г.

Билль прав от 13 февраля 1689 г. стал долговременной осно­вой английской конституционной монархии, закрепив раз и навсег­да верховенство парламента в области законодательной и финан­совой политики. В нем в 13 различных статьях подтверждались так­же права и свободы подданных (граждан и парламентариев), ко­торые особенно часто нарушались в последнее время и потому подлежали "восстановлению и подтверждению". Билль (перво­начально он назывался Декларацией прав) начинался такими сло­вами:

"Так как последний король Яков II при содействии различ­ных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоящих у него на службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протес­тантскую веру и законы и вольности этого королевства... лорды и общины собравшиеся ныне в качестве полного и свободного пред­ставительства... народа при зрелом обсуждении... для восстановле­ния и подтверждения своих древних прав и вольностей прежде всего (как делали в подобных случаях их предки) заявляют ниже­следующее..."

Далее среди прочих зафиксированы такие положения:

• всякий закон и всякий налог исходят только от парла­мента;

• никто, кроме парламента, не может освобождать от ствия закона, отменяя закон или приостанавливая его действие;1^

• запрещается требовать чрезмерные залоги, наложение чрезмерных штрафов или "жестоких и необычных наказаний";


Тема 18 Конституционная история Англии в начале Нового времени 407

• узаконивается свобода слова, прений и всего того, что про­исходит в парламенте, свобода выборов членов парламента, свобо­да подачи петиций и др.,

• гарантируется регулярный созыв парламента,

• парламенту принадлежит право давать согласие на "набор и содержание постоянного войска в мирное время в пределах этого королевства"

В Билле содержались также некоторые условия занятия пре-^ стола Вильгельмом и Марией В частности, утверждался изменен­ный текст "присяги подданничества и подчинения" королю и коро­леве и объявлялось и узаконивалось, что "подтверждаемые и тре­буемые" в заявлении духовных и светских лордов и общин "пра­ва и вольности в их совокупности и в отдельности, составляют до­стоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, призна­ваемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, что все вы­шеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполня­емы и соблюдаемы так, как они изложены в означенном заявле­нии ". Принципиальным положением конституционного характера стал запрет для католика занимать престол, который действует и в настоящее время.

Характерно, что первоначальное название Билля было иным и выглядело так "Акт, декларирующий права и свободы поддан­ных и устанавливающий порядок наследования Короны" Исходя из этого исторического факта, в литературе Билль прав иногда назы­вают Декларацией прав 1689 г Парламент, обсуждавший эти воп­росы, был собран в январе 1689 г. и получил чрезвычайные полно­мочия Он был назван также конвентом (учредительным собранием), где прежний король был объявлен отрекшимся от престола

Мысль о том, что монарх не должен стоять над законом, высказывалась в английской политической литературе давно (Брактон, Э. Кок, Дж. Мильтон, левеллеры и др.) Согласно Дж Мильтону, монарх подчинен закону, как и все граждане, а республиканское правление более совершенно, поскольку больше приспособлено к природе человека, чем монархическое. Философ Джон Локк (1632—1704) оправдывал воцарение Оранского и про­водил мысль, что законодательная власть есть власть, доверенная! народом. Отсюда главный тезис его учения о властях (ветвях го-1 сударственной власти) — равенство всех перед законом, происте-1 кающее из договорного происхождения власти в государстве Сво-| бода гражданина тесно связана с его собственностью, с его иму-| щественным и иным достоянием, которое не зависит от власти.! Политическая власть существует там, где люди имеют собствен-! ность, а деспотическая власть возвышается над теми, кто не имеет| собственности.

408

Часть II. Современная история

Акт об устроении (Акт о будущем ограничении Короны и о лучшем обеспечении прав и свобод подданных) от 26 мая 1701 г. регулировал условия и порядок престолонаследия и в этом отноше­нии развивал ряд положений, уже сформулированных в Билле прав 1689 г. Потребность в таком урегулировании возникла в свя­зи с тем, что Вильгельм III Оранский и Мария II не оставили по­томства и что сестра Марии датская принцесса Анна еще не имела потомства. Актом предусматривалось, что всякий обладатель ко­роны Англии должен присоединиться к англиканской церкви. Это правило действует и поныне: наследники трона, принадлежащие к католической церкви, не могут претендовать на занятие престо­ла. Здесь же устанавливался запрет монарху покидать страну без согласия парламента. Закон лишал короля права'помилования в от­ношении лиц, привлеченных к ответственности в порядке импич­мента.

Вместе с этими принципиальными требованиями были вне­сены новые требования к отдельным должностным лицам — чле­нам Тайного совета, судьям и др. Все решения, относящиеся к ведению Тайного совета по законам и обычаям королевства, отныне должны будут подписываться тем из членов Совета, который "давал совет и согласие" на данное решение. Это пра­вило, именуемое правилом контрасигнатуры (обязательной со­проводительной подписи), было поначалу отменено (1705 г.), но впоследствии стало незаменимым и непременным элементом процедуры оформления правительственных решений и стадией в оформлении института ответственности правительства и его от­дельных министров.

Вводились некоторые уточнения в права и обязанности чле­нов парламента и обладателей судейских должностей. Никакое лицо, получающее плату за должность или место, подчиненное королю, или пенсию от короны, не может состоять членом пала­ты общин (запрет на совмещение чиновной должности с депутат­ской). Интересно сопоставить эт.о требование с положением из 2-й редакции Народного соглашения от 20 ноября 1648 г., где было записано, что "ни один член какого-либо будущего народного представительства не может быть назначен сборщиком, казначе­ем или иным должностным лицом во время состояния его народ­ным представителем, за исключением должности члена Государ­ственного совета".

Патенты на занятие должности судьи отныне стали выдавать­ся на время, "пока они будут вести себя хорошо" (раньше требо­вания были такими: "пока будет угодно" королю). Судьи могли быть смещены, если будет соответствующее представление на них обеих палат парламента. Процедура импичмента отныне не может быть приостановлена королем по его произволу и желанию.

Тема 18. Конституционная история Англии в начале Нового времени 409

Акт об устроении заканчивается подтверждением незыблемо­сти принципа соблюдения законов всеми королями и королевами, всеми министрами и их подчиненными. Обоснование такой практи­ки включает следующее положение: "...принимая во внимание, что законы Англии являются прирожденным достоянием ее народа" (пер. уточн. — В.Г.), все короли и королевы должны управлять, со­образуясь с указанными выше законами, и все их подчиненные министры должны нести обязанности службы, соблюдая те же законы. Законы эти нужны для "защиты нашей религии, прав и вольностей народа".

В последующих законах парламента регулированию прав и обязанностей должностных лиц уделялось все большее внимание. Так, согласно Акту о должностях (1707 г.) предусматривалось "на­всегда", что в случае избрания какого-нибудь лица в члены пала­ты общин и затем принятия этим лицом от короны какого-либо места, соединенного с вознаграждением на то время, пока он со­стоит в палате, его избрание депутатом следует признавать недей­ствительным и должен быть издан указ о производстве новых выборов, "как если бы это лицо, принявшее означенное место, умерло естественной смертью. При этом предусматривается, что названное выше лицо считается имеющим право на новое избра­ние, как если предоставление ему места стало недействитель­ным...". Предусматривались также меры по лишению возможностей парламентариев нового состава увеличивать по собственному про­изволу число должностей для выполнения какой-либо должност­ной деятельности. Ограничения на совмещение депутатской миссии и государственных должностей не распространялись на офицеров флота и армии.

Так завершилось оформление английской конституционной монархии, которую стали называть, с учетом верховенства вла­стных полномочий парламента, также парламентарной монархи­ей. Ее основными особенностями можно считать: верховенство за­конодательного собрания (парламента) в системе взаимоотноше­ний трех властей (законодательной, министерской и судебной); ответственность министров за результаты своей деятельности перед парламентом; независимость судей; судебный надзор за законностью арестов и лишением свободы граждан с возмещением причиненного морального и иного вреда с пользу самого пост­радавшего.

Защита Дж. Локком результатов "славной революции". Политический опыт Англии периода "славной революции" и после него был обобщен в систематизированной форме учения филосо­фа Дж. Локка о свободе и верховенстве власти народа, которые в том или ином виде входили в политические лозунги двух англий­ских революций. Государство предстает в изображении Локка не-

щр

410

Часть II. Современная история

обходимым, но искусственным элементом гражданского общества, которое возникает из естественного первобытного общественного состояния путем ограничения людьми части своих естественных прав и отказа от них с целью присоединения к обществу, объеди­нения в государство и передачи себя под власть государства "ради взаимного страхования своих жизней, свобод и владений".

Жизнь, свободу и владение человека Локк именует иногда одним словом — собственность человека. Собственность эта охра­няется государством при помощи законов, признаваемых и допу­щенных по общему согласию в качестве норм справедливости. Власть общества или созданного людьми законодательства не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага.

Кто бы ни был правителем в таком обществе и государстве, он обязан править согласно установленным постоянным закона» известным народу, а не путем импровизированных указов. Правит^ необходимо также с помощью беспристрастных и справедливы^ судей, которые должны разрешать споры посредством этих зако-2 нов и применять силу сообщества в стране только для выполнения таких законов.

Законодательная власть — это верховная власть в системе власти государства. Она никому не должна делегировать право принятия законов. Это власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сооб­щества и его членов.

Идеям Локка о свободе и верховенстве власти народа сужде­но было обрести новое звучание и применение в ходе войны аме­риканских штатов за свободу и независимость и во время Фран­цузской революции.

Тема 18. Конституционная история Англии в начале Нового времени 411

Литература

Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII—XIX вв. / Сост. Я.Я.
6799782434450704.html
6799894528858385.html
6799951276666482.html
6800089976000698.html
6800282607342394.html