Роман ТОКБЕРГЕНОВ - «Ленинская смена» 20 января 1990 г. Как запела таушен


Роман ТОКБЕРГЕНОВ

^ Экспресс К.- 2000.- 17 июнь


Возвращение Курмангазы Сагырбаева


Творчество кинорежиссера Калилы Умарова хорошо известно тем,кому не безразлична историческая судьба своего народа. Документальные фильмы Умарова – это горестные странцы нашего недавнего советского прошлого. Он был одним из первых,кто своим искусством вернул народу утраченную память. Фильмы кинорежиссера Калилы Умарова-это и реквием по миллионам погибших казахов во время страшного голода 30-х годов(Великий джут), и скорбный плач по светлым людям, сгинувшим в кровавом зеве 37-го (Атамекен),и гимн тем,кто принес в Великую степь искры свободомыслия (Слово об Алаше), и дань глубокого уважения предкам,славным ынам Отечества (Жамбыл:певец человечества,Курмангазы.Кисен ашкан)…Кинематографическое творчество Умарова- это правдивый рассказ о Времени,без осмысления которого сегодня нельзя достойно вступить в завтра нашей страны.

Калила,твоя последняя работа в кино-фильм о замечательном казахском композиторе Курмангазы,снятый в канун его 175-летия. В литературе бытует возвышенное мнение,что творчество Курмангазы-это воплощенная в музыке душа казахского народа,своеобразный ключ к пониманию его национального духа. А что для тебя,режиссера картины,явилось основополагающим в показе образа великогомузыканта с экрана?

Личность Курмангазы Сагырбаева,одного из титанов казахской национальной культуры,многообразна и глубока. Образ Курмангазы –это музыкальный портрет времени,в котором композитор жил и творил. Его необычайно яркие Кюи являют для нас,живущих сегодня,эмоциональные странички истории моего народа,сотканные душой великого человека.. Курмангазы был не только музыкальным летописцем своего времени,но и активным участником многих событий,трагических и судьбоносных для казахов,эпохи. Вот поэтому наш Курмангазы представлен в фильме в объятиях времени…

В аннотации к фильму сказано,что в картине представлены неизвестные страницы биографии композитора. Трудно представить себе,что в жизнеописании такой значительной личности могли еще остаться неизведанные»белые островки»…

О Курмангазы написано достаточно много. И среди многообразия книг особое место,конечно же,занимают труды композитора Ахмеда Жубанова,исследователя и популяризатора творческого наследия Курмангазы. Академик Жубанов сделал очень много,чтобы имя Курмангазы стало известным далеко за пределами Казахстана. Но-и это следует подчеркнуть особо-авторы изданий, вышедших в свет в советский период,следуя жестким идеологическим установкам, старательно извегали широкого и правдивого показа времени,в котором жил и творил Курмангазы. Времени,события которого,повторяю,питали и наполняли его творчество. Из книги в книгу кочевала обобщенная характеристика,схожая с той,что дана в «Краткой энциклопедии Казахской ССР». Цитурую по памяти:''…вся жизнь известного кюйши прошла в борьбе с социальной несправедливостью и угнетением, против произвола и деспотизма…»

^ А на экране,если говорить о кино, дикторский текст иллюстрировался кадрами скачущих лошадей по степи, убеленной сединами ковыля…

Да-да,конечно… К счастью,сегодняшний день являет собой время иных идеологических приоритетов. Страна движется к торжеству демократических ценностей. Перед исследователями распахнулись двери в «кладези» архивов,сокрытых ранее от нас печатю цензуры. Документы-письменные свидетельства,фотографии,кадры киносъемок –позволили по-новому взглянуть в лицо истории, Правдивый,документально аргументированный показ событий,современником которых был Курмангазы, как своеобразный аккомпанемент к осмыслению его творческого наследия,был основным мотивом для нас,авторов фильма, побудившим взяться за эту ответственную работу.

^ Фильм назван «Курмангазы.Кисен ашкан», что в переводе с казахского означает..

…Курмангазы. Разорвавший цепи..


Огонек № 3 март. 2000 г.

Лики времени

Имя кинорежиссера Калилы Умарова известно казахстанскому зрителю. И в первую очередь тем, кому не безразлична историческая судьба всего народа. Его первые документальные фильмы появились на телеэкранах в конце 80-х. и кто знает, Были бы они созданы, если б не исторические ветры перемен, принесшие народам канувшего лету Союза и независимость, и демократические свободы, и право знать свою подлинную историю. К.Умаров был одним из первых, кто воспользовался этим святым правом, кто честно и мужественно «прочитал» горькие, трагические страницы истории советского прошлого и своим искусством кинодокументалиста вернул народу утраченную память. Его фильмы- это звучащий набатом реквием по миллионам павших от голода в 30-е годы. Это скорбный плач по трагическим судьбам людей, погибших в годы кровавого террора. Это возвышенный гимн в память о тех, кто принес в Великую степь искры свободомыслия. Это светлая песнь уважения предкам, славным сынам Отечества…

Кинематографическое творчества лауреата премии Союза молодежи Казахстана Калилы Умарова- многоликий рассказ художника и гражданина о времени, несущий с экрана суровую правду о прошлом, без осмысления которого сегодня невозможно ступить в завтра.

Для меня, кинематографиста, Отдавшего не один десяток лет служению кино, восьмидесятые остались в памяти как годы свидания с картинами Ришата Нугманова «Игла» и Серика Апрымова «Конечная остановка». Отношения к этим фильмам было далеко не однозначным. Одни, «яростные попутчики» традиционно благополучных советских фильмов, окрестили их коротко и презрительно: «чернуха». Другие, в основном представляющие молодежную зрительскую аудиторию, приветствовали появление этих картин, считая их своеобразным зеркалом, жестоко и правдиво отражающим реалии нашей жизни…

Но какими бы не были суждения, очевидным стало одно: к казахстанском кино появились новые талантливые имена, а вместе с ними родился новый взгляд на художественное отражение действительности. Думаю, Калила, ты согласишься с тем, что и «Игла», и «Конечная остановка» явились неким детонаторам к последующему «взрыву» в художественном и документальном кино Казахстана…

Действительно, оба фильма словно «выплеснулись» на экраны из тела дремавшего вулкана. Мне, выходцу из сельской среды, картина Апрымова близка и понятно: неприглядные и страшные «прелести» аульной жизни были частью моего детства. «Конечная остановка» - это во многом правдивый коллективный портрет аульной повседневности… Жизнь, где преобладает животные инстинкты, где отсутствует духовность. Может стать в скором времени не только «конечной», но и последней «остановкой» на пути к цивилизованному обществу. А по сути, «Конечная остановка» - это страшный диагноз нашей всеобщей «болезни». Диагноз, без которого невозможна выздоровление…Фильм произвел на меня большое впечатление и, наверное, в чем-то предопределил тематику моего режиссерского дебюта на «Казахфильме», где я уже в то время работал ассистентом.

^ Я хорошо помню тебя молодым любознательным юношей, пришедшим к нам в студию после окончания Ленинградского института. Ты тогда работал у Малика Якшимбетова…

Работал… учился у старших, умудренных опытом режиссеров.

^ Вспомни, пожалуйста, творческую атмосферу тех лет…

Время моего появления в документальном кино совпало с «упадком» пропагандистской направленности снимаемых фильмов.

Идеологическая «краска» документальных лент, обязательный для того времени «колорит» в творчестве заметно «порозовели». Режиссеры, чаще всего они же и авторы картин, стали пристальней вглядываться в не простые судьбы простого человека… И пусть многие обращались к драмам уже прожитого времени, но это был уже правдивый, свободный от идеологических оскомин фильм.

А день сегодняшний, полный социальных проблем, в документальном кино тех лет все еще являлся на экран солнечным и безмятежным…

Согласен с твоей оценкой. Однако…Многие молодые ассистенты, стремясь получить право на постановку фильма, который бы соответствовал их мировоззрению, шли на осознанный компромисс и, вопреки своим духовным установкам, брались за реализацию сценариев, мягко говоря, угодных начальству. Брались и снимали, чтобы потом непременно поставить Свой фильм. И я свидетель тому, как для многих одаренных людей это «угодничество» затягивалось настолько, что становилось их творческой повседневностью… Твой же «первенец» стал, прямо скажем, событием на «Казахфильме» тех лет. Почему? Да потому, что героиня твоей картины поэтесса- импровизатор Таушен Абуова не вписывалась в традиционные рамки экранного героя. На мой взгляд, фильм «Таушен»- поэтический рассказ, сотканный суровыми нитями правды бытия, рассказ о казахской женщине, сумевшей преодолеть многие невзгоды на пути к свершению своей мечты. Но скажи, что тебе-то сопутствовало? Ситуация? Случай? Или, быть может, благостное покровительство тогдашнего руководства?..

Все было гораздо сложнее, чем это может показаться сегодня, по прошествии многих лет. Я пришел в кино далеко не юношей, «обдумывающим свое житие», а вполне сложившимся молодым человеком, я с четкой мотивацией своих целей в творчестве. В свои двадцать семь я полагал, что человеческое «я» слагается из среды, окружавшей его с детства, воспитание в русле семейных традиций и, наконец, образования, которое как бы завершает формирование личности. Все это, слитое воедино, дает право сказать миру своим искусством «о времени и о себе». А во мне было накоплено уже многое, о чем хотелось поведать…Знаете, мои родовые корни питаются традициями религиозной мусульманской династии. Мои предки для своего времени были людьми высокообразованными. Знание арабского открывало им доступ к чтению литературных шедевров востока. Накопленные знания, как и долг служения религии, передавались из поколения в поколение. Двадцать седьмой год, когда большевики организовали тотальный террор против духовенства, обернулся трагедией и для нас: все мои родственники, около двухсот человек, вдруг оказались «вне закона», были арестованы и сосланы в лагеря. В живых остались единицы. Вернувшись «оттуда» , долгими ночами они рассказывали нам, «осколкам» династии, кто мы, откуда и зачем. Рассказывали и наставляли на будущее…В нашем доме постоянно бывали люди. Шли, неся в своих душах горести жизни. Все это копилось во мне, наполняло сердце болью…А фильм о Таушен Абуовой, может, и стал неким плодом моих размышлений о судьбах людских И, конечно же, и фильм, и я как его режиссер-постановщик могли бы не состояться так скоро, если бы не дружба с Каримом Кульжабаевичем Танаевым, к несчастью безвременно ушедшим из жизни. Я навсегда останусь ему благодарен, кинорежиссеру, драматургу, моему умному учителю…Дружба с Каримом Кульжабаевичем, духовное общение с ним вселяли в меня силу и веру в мое назначение в искусстве. С этой верой я живу по сей день.

Приятно слышать такие слова в память об ушедшем друге и учителе…В отзывах ко многим твоим фильмам, сотворенным позже уже руками и мыслями зрелого мастера, авторов, кроме всего прочего, употребляют словосочетание «поэтическое повествование». Какие, на твой взгляд, художественные достоинства твоих лент предопределили столь лестную для документального кино оценку рецензентов?

Трудно ответить однозначно. Но давайте порассуждаем …Невозможно опровергнуть истину, что кинофильм вообще и документальный в частности слагается усилиями группы единомышленников. Драматургия, заложенный автором в сценарии, определяет монтажное построение фильма в целом. И не надо забывать, кино- это зрелище. Его-то и создает мастерство оператора, воплощающего замысел режиссера в реальное изображение на экране. И движение камеры в пространстве кадра, и тональность натурных съемок, и выразительные портреты- это все то, что определяет изобразительную культуру фильма. Понятно, наверное, как важно для режиссера иметь не просто хорошего оператора, а друга и соратника…И музыка…Я убежден, что именно музыка, звучащая в фильме, определяет его душу. Все это собранное в гармоничное единство, и вызывает у зрителя в минуты просмотра желаемое автором эмоциональное восприятие. Может, приведенные мною аргументы, и есть, с точки зрения рецензентов, понятие «поэтическое повествование»? Им, критикам, положено осмыслять фильмы. Нам же- создавать их.

А мне понравилось твое выражение: «музыка- душа фильма». Я полностью согласен с этим. При просмотре твоей фильмографической «одиссеи» обращает на себя внимание одно важное, на мой взгляд, обстоятельство: многие твой фильмы озвучены музыкой композитора Абдинурова. Перечислю по памяти: «Таушен», «Атмаекен», «Лики времени», «Магжан»…Согласись для документального фильма с его невеликим бюджетом- это роскошь. Или…творческая необходимость?

Необходимость. Представьте себе на экране старую кинохронику или, скажем, архивный документ…Они зримые черты прошлого, ставшего для нас историей, а я, режиссер, осмысляю этот фактический материал с позицией сегодняшнего дня. Но как мне молча, без слов, высказать свое отношение к этим свидетельствам времени? Только музыка или, точнее, отношение, вложенное в музыку, способны передать несказанное. Это моя принципиальная творческая позиция. Кстати, она «простирается» и на отношение к герою фильма, и к событиям, снятым и привлеченным в картину. А Серик Абдинуров- одаренный музыкант и композитор. С ним я познакомился давным-давно, когда он еще учился в консерватории. Считаю его полноправным соавтором тех картин, что вы назвали. Более того музыка Серика во многом определила зрительский успех этих картин.

^ Твой последний, разумеется на сегодня, документальный фильм назван «Курмангазы- кiсен ашкан», что в переводе обозначает…

«Курмангазы, разорвавший оковы»

Но, предваряя наш разговор о фильме, хочу спросить тебя: знаешь ли ты о том, что в фондах Академии художеств имени Репина в Санкт-Петербурге Хранится скульптурное изваяние Курмангазы под аналогичным названием?

Не только знаю, но и имею непосредственное отношение ко времени его сотворения…О-о, это история давняя, уходящая, корнями в начало далеких восьмидесятых…Дело в том, что мою ленинградскую студенческую бытность, еще тогда, когда заканчивал культпросветучилище, темой своей дипломной работы я избрал образ Курмангазы. Рассказать с экрана о моем великом предке мечта давняя. Но где тут, нужный фактический материал для будущего фильма?..И вот выясняется: мой земляк Жубасар калиев, студент Академии художеств, в качестве дипломной работы делает скульптурный портрет Курмангазы. Жубасар не возражал против съемок. Он лепил, а я объективом любительской камеры «следил» за движением его рук и напряженной работой мысли художника. Так постепенно, изо в дня день на ленте «рождался» Курмангазы, его скульптурная фигура.

^ Любопытно. Опиши пожалуйста, композицию скульптуры.

Жубасар изобразил скульптуру Курмангазы в момент, когда композитор покидает ненавистные застенки тюрьмы. В его руках домбра, хотя на кистях рук еще остаются цепи. Свисают разорванные оковы. И кажется, еще мгновене- и струны домбры зазвучат мелодией «Кiсен ашкан», музыкой знаменитого кюя. Скульптура полна экспрессии и драматизма. Знаю, что художественный совет высоко оценил работу Калиева и ее оставили в фондах как высокий образец художественной культуры. Жаль, что это талантливое произведение где-то там, далеко невостребованное нами…

^ Ну а как же сложилась судьба твоего дипломного фильма?

Размышляя над материалом, снятым в мастерской Жубасара, я понял, что нужно снять несколько эпизодов, рассказывающих об обычаях быте моего народа, плотью которого был Курмангазы. Так и поступил. Поездка домой, съемки в родном ауле и возвращение в Ленинград. Потом были долгие ночи монтажа и озвучивание материала…В результате сложился, пусть во многом наивный, но фильм, который я назвал «Кiсен ашкан. Воплощение». Откровенно говоря, и по сей день горжусь тем, что моя дипломная работа была представлена на фестивале любительских фильмов, проходившем тогда в Ленинграде. И не только представлена, но объявлена лучшей среди восьмидесяти конкурсных лент.

И вот спустя шестнадцать лет новое свидание с Курмангазы. Свидание зрелого мастера, успевшего снять немало картин, ставших заметным явлением в отечественной кинодокументалистике. « Жизнь и смерть господина Мухаммеда Салиха», «Великий джут», «возвращение Мир-Якуба», «Слово об Алаше»- фильмы, достойно пополневшие духовную кладовую нашей страны. Лента о Курмангазы, снятая в канун 175-летия композитора,- это на мой взгляд, не только доверие к твоим творческим возможностям, но и бремя высокой ответственности перед народом, которому твое искусство служит. Мне довелось слышать, что Курмангазы- это душа казахского народа, ключ к пониманию его национального духа. А что же для вас, авторов картины, служило ключом, позволившим представить на экране образ Курмангазы?

Личность Курмангазы Сугирбаева, одного из титанов национальной культуры, многогранна и глубока и настолько связана духовными узами со временем, в котором он жил и творил, что представить его образ вне исторического контекста невозможно. Мы посчитали важным показать композитора не только как свидетеля трагического для моего народа эпохи, но и как участника многих событий того времени. Его яркие, самобытные, отмеченные незаурядным музыкальным талантом произведения- звучащая история, сотканная душой великого человека.

В аннотаций к фильму, кроме прочего, сказано, что ваш фильм-исследование, представляющие неизвестные страницы биографии Курмангазы. Трудно представить, что в жизнеописании такой значительной личности могли быть какие-то неизвестные островки…

О Курмангазы написано достаточно много, и особое место среди книг о композиторе, конечно же, занимают труды Ахмета Жубанова, толкователя и популяризатора творчества Курмангазы, сделавшего немало для того, чтобы имя великого музыканта стало известным далеко за пределами Казахстана. Авторы многочисленных изданий, увидевших свет еще в Советский период жизни республики, следуя идеологическим установкам, избигали широкого и правдивого показа событий того времени, которое, в сущности, питало творчество Курмангазы. Из книги в книгу кочевала обобщенная характеристика личности композитора, схожая с той, что дана к «Краткой энциклопедий Казахской ССР». Цитирую по памяти: «Вся жизнь известного кюйши прошла в борьбе с социальной несправедливостью и угнетением, против произвола и деспотизма власть имущих…» А на экране, если говорить о кино, как правило, демонстрировались кадры скачущих по просторам степи лошадей…К счастью, сегодняшний день явил время иных приоритетов. Страна обрела подлинный суверенитет и успешно движется к торжеству демократических ценностей. Перед исследователями открылись некогда недоступные кладези архивов, что позволило по-новому взглянуть в глаза истории. Правдиво и документально аргументированный рассказ о времени Курмангазы и был основным мотивом, побудившим нас к созданию фильма о великом композиторе. А это, на наш взгляд, и есть тот самый ключ к осмыслению его творческого наследия.

Благодарю тебя за доверительную откровенность в нашей беседе. Мне было интересно познакомиться с тобой поближе как с представителем нового поколения кинематографистов, которые, пристально вглядываясь в прошлое, несут зрителям правду пережитого. Правду, которую необходимо знать всем нам. Ждем от тебя новых фильмов, новых открытий.


2003.- 16-22 июль (№ 28)


Путь Дукенбая


Друзья уважают его за то, что он трудяга. Дукенбай Досжан просиживает сутками в архивах, любит реальные персоны, которые только слегка расцвечивает, абсолютно точно придерживаясь канвы событий. Правда последние два года его часто отвлекали от рабочего стола – дело в том, что Альмжан Абдуллаев и Калила Умаров загорелись идеей снять про писателя фильм. Приходилось ездить с ними, показывать родные места, исповедоваться перед камерой.Все это плюс высказывания о Дукенбая его современников и коллег (О.Сулейменов, А.Кекилбаев, М.Магауин и многие другие) стало основой сорокапятиминутного фильма, премьера которого и состоялась 15 июня в Доме кино в Алматы. Картина о судьбе творческой личности, о роли интеллигенции нации на современном этапе развития общества.

На вопрос, чем же личность Досжана так привлекательна для режиссера, Калила Умаров убежденно отвечает:

Это человек, который умудряется быть первым. Он первым написал об Отраре, первым так серьезно стал разрабатывать исторический пласт и первым же, как только открылись архивы КГБ, стал работать с этими материалами.

Сам Дукенбай на премьере казался слегка смущенным таким пристальным вниманием, единственное, о чем он охотно и с удовольствием рассказал – это о том, что сейчас делает казахстанский аналог ЖЗЛ, о тех, чьи судьбы могут стать примером для подражания и поводом для раздумий.

^ Ксения Евдокименко


Правдивый «Путь Дукенбая»


В Доме кино состоялась долгожданная премьера нового документального фильма «Путь Дукенбая» режиссера Калилы Умарова о выдающемся сыне казахского народа Дукенбае Досжане.

Фильм-портрет посвящен жизни и творчеству писателя, из под чьего пера вышли произведения «Шелковый путь», романизированные биографии Абая и М.Ауезова из серии «ЖЗЛ», роман-хроника «Площадь» о декабрьских событиях 1986 года в Алматы, роман-исповедь «Весы», более ста рассказов.

Книгу «Гладиаторы степи» Дукенбай Досжан написал по предложению Президента страны Нурсултана Назарбаева. Это – художественная хроника о неординарных судьбах людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана. Лауреат Государственной премии Республики Казахстан и Национальной премии имени М.Ауезова, писатель, принадлежит к поколению шестидесятников, к свободомыслящим и прогрессивным.

В фильме о Дукенбае Досжане делятся своими впечатлениями своими мнениями многие знаменитые люди нашего времени: Олжас Сулейменов, Абиш Кекильбаев, Герольд Бельгер, Мухтар Магауин, Виктор Бадиков и другие.

Олжас Сулейменов: «Поколение 60-х, 70-х годов сыграли большую роль в нашей советской казахстанской литературе. Оно было пионерским поколением, которое открывало новые горизонты нашего мировоззрения, и самые выдающиеся достижения и в искусстве, и в литературе связано именно с этим поколоением. Дукенбай Досжан в этой плеяде отличался особой плодовитосью, поиском своего собственного пути. Этот талантливый, ищущий человек внес неоценимый вклад в нашу сокровищницу».

Герольд Бельгер: «И вот пришла эта вольная молодежь, очень талантливые, энергичные, начитанные. Они, как правило, тольо что окончили университет, и все постоянно говорили об Эрнсте Хемингуэе, Кафке, Фолкнере... и среди них был самый молодой, самый тихий, незаметный Дукенбай Досжан. С самого начала своего творческого пути Дукебай Досжан выделялся по своему кругу проблем: историческая тема и остросовременная тема. Когда он описывает прошлове, он описывает прошлое, он думает о современности. А когда описывает современность, он обращается к прошлому. Именно на стыке этих двух взглядов и высекается творческая искра его таланта».

Виктор Бадиков: «Это было очень интересное, яркое время. Сегодня мне кажется, что это было время возрождения казахского ренессанса, когда сквозь затвердевшую, высохшую почву прорвалось сильное творческое начало казахской интеллегенции».

На примьере было много друзей и почитателей таланта Дукенбая Досжана и Калилы Умарова. Море цветов, шуток и непринужденная атмосфера среди собравшихся говорили о том, что документалистика Казахстана переживает сегодня новый взлет и подьем. Многие деятели кинематографии нашей Республики – Ораз Абишев – основоположник казахского документального кино: Асанали Ашимов – народный артист СССР; Сергей Азимов – режиссер-документалист, генеральныйй директор киносудии «Казахфильм»; Игорь Вовнянко – кинорежиссер – пришли в этот весер поздравить своего друга и коллегу Калилу Умарова.

Игорь Вовнянко: «Дом кино уже много лет не видел такой палитры личностей, которые сидят в первом ряду. Весь зал заполнен радостными и светлыми лицами. Я бы хотел сказать о режиссере этого фильма Калиле Умарове, человеке особой закваски. Когда-то я был в комитете по государственным премиям и фильм Калиллы был одним из претендентов. И вдруг в комитет поступает записка от него: «Я отказываюсь от дальнейшего участия в конкурсе на лауреата потому, что есть более достойные люди». Это был гражданский подвиг».

Сергей Азимов: «Так как я сам режиссер-документалист, мне всегда интересно, что делают мои собратья и коллеги по документальному экрану. Что касается творчества Калиллы Умарова, тут я ревностно внимателен, потому что мастер высокого класса заставляет держать себя в форме».

Асанали Ашимов: «Фильм мне очень понравился. Человек, о котором он рассказывает, заслуживает самого большого человеческого и творческого уважения».

В казахском кино документалистика всегда занимала особое место. Сам жанр предпологал реальное отражение событий, происходивших в прошлом, путем сопоставления фактов и исторических документов. Яркие имена, которые вписаны в летопись казахстанской документалистики: Ораз Абишев, Юрий Пискунов, Ораз Рымжанов, Сергей Азимов, Бахыт Гафу и многие другие сформировали национальную школу документального казахского кино.

Даже в годы экономического кризиса, когда, казалось бы, жизнь в казахском кинематографе остановилась, документалисты продолжали снимать. И примером приверженности к своей профессии служит фильм Калилы Умарова.

Созданная совместно с друзьями студия «Калила и компания» стала хорошей технической базой для производства документальных фильмов. Друг детства, а теперь и бессменный продюсер фильмов Калилы Альжан Абдуллаев, стал соавтором многих работ режиссера.

Фильм «Путь Дукенбая» - осмысление роли писателя в обществе, дань уважения к таланту Досжана, благодарность потомков за культурный дар, который Дукенбай Досжан пронес через запреты Советской власти, когда запросто могли обвинить в национализме литературные образы наших просветителей Абая Кунанбаева и Мухтара Ауэзова.

Благодарность за то, что писательский талант и гражданский долг донесли до простых людей правду о декабрьских событиях 1986 года в Алма-Ате и о трагической гибели в милицейских застенках сына казахского народа Кайрата Рыскулбекова.

Сейчас режиссер Калила Умаров работает над русской версией фильма «Путь Дукенбая», чтобы достойно представить национальный кинематограф на кинофестивалях других стран.


6822303370255781.html
6822519683615795.html
6822685792034603.html
6822803851086681.html
6822902790308905.html