ИЗ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ - Материалы 3-й региональной научной конференции, посвященной 780-летию крещения...


^ ИЗ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

В КАРЕЛИИ


Принятие христианства стало переворотом и обновлением Руси. На Русь вместе с новой верой приходит письменность, а вместе с ней новые государственные, политические, экономические, юридические понятия и представления, отражающие содержание изменений.

Первыми, кто понес Слово Божье на карельские земли были монахи-подвижники, причем они не только просвещали, но и добивались, чтобы действие нового Учения стало не только знанием, но и духовным подвигом, становилось мерилом жизни народа.

Первые святые, в земле карельской просиявшие, шли через непроходимые леса и болота, строили землянки, ставили крест, а вскоре появилась часовня, скит, церковь. По мере своих сил обихаживали прилегающую землю и несли людям Слово Божье, просвещая, неся грамоту. Нашим карельским подвижникам было значительно труднее нести служение, они не получали платы и лишь своим подвигом, постом, молитвой и необыкновенным трудолюбием добились того, что в Карелии возникли всемирно известные монастыри и храмы — Валаамский, Соловецкий, Кижи.

По Лаврентьевской летописи, в конце XI — начале XII вв., на берегах Ладожского и Онежского озер Вотской пятины Великого Новгорода уже насчитывалось 137 монастырей, и 42 из них были карельскими, при каждом из них были библиотеки, где собирались книги благодаря переписчикам-монахам.

Особая просветительская и образовательная роль на Валааме, а затем уже в качестве архиепископа Новгородского принадлежит публицисту, писателю, образованнейшему человеку — преподобному святителю Геннадию. Преосвященный Геннадий понимал, что невозможно вести проповедническую деятельность без «Книги Книг — Священного Писания». В 1499 г. он перевел полное изложение Библии на родной язык. Это издание легло в основу последующих славянских и русских изданий Библии. Сегодня оно хранится в единственном экземпляре в сокровищнице рукописных ценностей в Государственном историческом музее в Москве.

Владыка Геннадий обладал широким кругозором и высокими интеллектуальными способностями. Он много сделал по книгопечатанию, постоянно пополнял архивы, летописи, книги для библиотек. Им из Новгорода, где существовала своя школа письма, заказывались книги в Валаамский скрипторий (мастерскую рукописной книги) для библиотеки Спасо-Преображенского монастыря. Во многих российских хранилищах еще до настоящего времени сохранились книги с автографами валаамских писцов, признанные шедеврами книжного искусства.

Не менее интересна образовательная и просветительская роль на Валааме игумена Дамаскина, владевшего высокими волевыми качествами, упорством, целеустремленностью. Он превратил Валаам в настоящую чудо-сказку. Размах его замыслов, широта дерзкого мечтателя помогли ему блестяще разрешить экономические и образовательные задачи.

После шести лет послушания в 1825 г. Дамаскин удалился во Всесвятский скит, где прожил в полном молчании 12 лет. Главным в этот период жизни были труд и молитва. Труд физический и интеллектуальный, где он достиг таких результатов в уровне образования, которыми позже поражал самых образованных своих современников. Он заставил себя уважать глубоко продуманным и широко осуществимым строительством. Ему мы обязаны тем прекрасным видением острова Валаам, который предстает перед нами сегодня. Но был он еще более величественным и красивым, ухоженным трудолюбивыми руками монахов. С разных концов российской земли везли и высаживали на землях обители разные породы деревьев: вязы, кедры, ясени, дубы, пихты, лиственницы, вечнозеленые туи, голубые ели и др.; и это все на острове, где до него не было ни пяди пригодной земли, и где плодородный слой был заложен по приказу игумена.

Землю монахи укладывали в мешки и в лодках перевозили на остров. Десятки тысяч мешков пересыпали со щебнем и лесной гнилью, укладывали переплетенными прутьями тесно друг к другу, создавая искусственный слой, сделав таким образом щедрый плодоносный настил. На нем был разбит великолепный сад на 20 десятин, который врастал в Валаамский гранит, сроднился с ним и удерживал в себе великое зеленое чудо на века.

В документах монастыря можно было найти предписания, схемы, которые позволяют представить инженерные находки сложной системы осушения заболоченных участков, проложенных сквозь скалы каналов, соединявших водоемы острова с полями и садами, которые они называли канавами. На Валааме был проведен первый в Карелии водопровод.

На северной стороне острова был создан промышленный комплекс, мощные водоподъемная и паровая машины, кузница, лесопильный и кирпичный заводы, многочисленные мастерские, осуществлялась обработка серых и красных гранитов. Уже в первой половине девятнадцатого века по планам игумена Дамаскина почти деревянные постройки были заменены каменными. Во всех начинаниях чувствовалась передовая мысль: агрономическая, архитектурная, инженерная.

Красота преображенного острова привлекала передовую интеллигенцию. Игумен приветливо встречал писателей, художников, музыкантов, ценителей старины и природы и не отказывал в беседах с ними. Дамаскин из собственных средств выделял деньги на археологические разработки и изучение Валаамского архипелага. Не жалел средств и на постоянное пополнение библиотеки и музея, созданного по его инициативе в обители.

К Валааму постоянно тянулись крестьяне, паломники. У них мечта о новой свободной жизни сливалась с представлениями о жизни по совести в благоговейной красоте, которую они видели в обители, в безгрешном богочестии.

С принятием христианства духовное образование являлось одним из важнейших направлений просвещения. Уже в первых документах по просвещению церквям и монастырям предписывалась необходимость создания народных школ. Такую школу создал первый епископ первой карельской епархии в Кореле в конце XVI в. епископ Сильвестр.

Подъем церковно-школьного дела приходится на время святительской деятельности епископа (а с 1835 г. архиепископа) Игнатия (Семенова). Стремясь поднять Олонецкую епархию на более высокий уровень, он прекрасно понимал, что без обучения и приобщения к ценностям духовной культуры формирование духовно-нравственного облика ребенка и будущего прихожанина и гражданина невозможно. Поэтому по его благословению не только открывались церковно-приходские школы и духовные училища, но и были сформулированы требования к личности учителя-священника:

1. Священник был обязан научить основным догматам православной веры, чтобы каждый хорошо знал свою веру и мог ответствовать всякому, вопрошающему о ней.

2. Духовенство должно было учить нравственно-христианским обязанностям и заповедям. С нравственными обязанностями были соединены обязанности церковные, которые заключались в соблюдении постов, посещении церкви в воскресенье и праздничные дни, исполнение Христовых Таинств. Сам священник всегда и везде должен следовать тому, чему учит прихожан.

3. К учению детей священник должен относиться сочувственно, учть старательно, заботиться о духовно-нравственном воспитании детей.

При служении высокопреосвященства Игнатия возводятся новые храмы, монастыри, часовни. Их число достигло к 1847 г.: церквей — 359, монастырей — 6 (3 женских, 3 мужских), часовен — 127, значительно увеличилось число священнослужителей. Однако архиепископа далеко не всегда устраивало качество подготовки, и по настоянию владыки Игнатия, дабы поднять общую и духовную образованность клира, в 1829 г. открывается Олонецкая духовная семинария. Преосвященнейший Игнатий с первого до последнего дня служения в Олонецкой и Петрозаводской епархии не оставлял духовную семинарию без своего внимания, следил за ее ростом, наличием профессионального штата преподавателей и наставников, лично присутствовал на экзаменах.

Семинария имела три отделения: риторики, богословия, философии. В содержание образования входило преподавание наук словесных: риторики, изящной словесности, российской словесности; исторических: церковной и гражданской истории; философских: логики, метафизики (в которую входили антология, космология, психология, педагогия, естественное богословие, археология); математических: алгебры, геометрии, тригонометрии, физики, пасхалии, математической географии; богословских: догматического и нравственного богословия (чтение святых писаний, герменевтики — толкование текстов, пасторского богословия, языков — греческого, латинского, еврейского, французского или немецкого). Для подготовки священников к общению с карелами в учебный план был введен карельский язык. С 1845 г. для того, чтобы сельские пастыри могли оказывать конкретную помощь в быту мирянам, в семинарии вводятся такие предметы как естествознание, почвоведение, основы медицины.

В семинарии добивались высокого качества знаний в связи с умелым и обдуманным использованием методики обучения и воспитания — это диспуты, эвристические беседы, творческие сочинения, экскурсии и паломнические поездки по местам святым и монастырям. Уделялось особое внимание формированию качеств личности семинариста, чему способствовала атмосфера духовности.

За 89 лет своего существования до ее закрытия в 1918 г. семинария совершила 83 выпуска при среднем количестве 240 человек в год. В стенах семинарии обучались и воспитывались такие личности как святитель Феофан (Говоров) — неутомимый проповедник, заботливый пастырь, покровитель духовно-учебных заведений. Особым подвигом его была литературно-богословская деятельность. Святитель Феофан еще в сане архимандрита был ректором Олонецкой духовной семинарии в 1855—1856 гг.

Первомученик митрополит Вениамин (Казанский), уроженец Карелии, закончил Олонецкую духовную семинарию, а затем Санкт-Петербургскую духовную академию. Активно участвовал в деятельности общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православия, читал лекции для слушателей Важеозерской пустыни в ее подворье в Петербурге. Священник по призванию, в 1910 г. он был рукоположен в епископа Гдовского, а в 1917 г. — архиепископа и через несколько месяцев – митрополита Петербургского и Гдовского. Митрополит всегда находил путь к сердцам людей и был любим ими. Прихожане называли его не иначе как «наш батюшка» Его простота, отзывчивость, сердечность, доступность в сочетании с открытым лицом, тихим проникновенным голосом и всеосвещающей улыбкой (по воспоминаниям очевидцев) располагали к нему каждого, с кем ему приходилось встречаться. События 1917 г. трагически ворвались в жизнь святого. Его обвинили в участии в контрреволюционном заговоре против Советской власти (шаблонное для того времени обвинение). В последнем слове он сказал: «…что же я могу сказать о себе? Разве лишь одно… Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре — жизнь или смерть — но что бы вы мне не объявили — я с одинаковым благоговением обращу очи свои горе, возложу на себя крестное знамение (при этом митрополит широко перекрестился) и скажу: Слава Тебе, Господи Боже, за все!». Митрополит Вениамин и вместе с ним осужденные архимандрит Сергий (Шеин), присяжный поверенный юрист-консультант Александро-Невской лавры И. М. Ковшаров, профессор уголовного права Петербургского университета, председатель общества объединенных Петроградских приходов Ю. П. Новицкий были расстреляны на станции Пороховые Черниговской железной дороги. Боясь волнения народа в Петрограде, распространили слух, что осужденных увезли в Москву. Перед расстрелом они были обриты и одеты в лохмотья, чтобы нельзя было узнать в них духовных лиц.

Одним из выдающихся деятелей на ниве духовного служения и просвещения в Карелии является воспитанник Олонецкой духовной семинарии, будущий митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). В 1895 г. после окончании духовной академии он вернулся в Петрозаводск и занял должность епархиального наблюдателя церковно-приходских школ и духовных училищ. За время его деятельности количество церковно-приходских школ увеличилось в 2 раза. Он добился увеличения финансирования школ и училищ в 6 раз, открыл 308 библиотек с общим фондом 55000 томов книг. Благодаря его подвижнической деятельности начальные школы открывались в самых глухих уголках Олонецкой губернии. Им были организованы и проводились на протяжении семи лет с целью совершенствования педагогического мастерства учителей образовательные съезды, конференции, курсы усовершенствования учителей. С 1911 по 1913 гг. — ректор Олонецкой духовной семинарии. В Карелии он верой и правдой служил 23 года. Жизненный путь его был нелегким. В 1942 г. — он епископ, в 1944 г. — архиепископ, с 1945 по 1955 гг. — митрополит Ленинградский и Новгородский. Владыку Григория трижды арестовывали, дважды приговаривали к расстрелу, несколько раз лишали права учительствования и служения, но ни репрессии, ни ссылки, ни лишения не сломали его дух и волю.

Я. С. Елпидинский, преподаватель общей церковной истории, проработал в семинарии 34 года, до ее закрытия в 1918 г. Он автор двухтомного издания «Библейских историй», очерков «Новгородские владыки», где собраны источники церковной жизни Олонии с XII по XVIII век. Имя Я. С. Елпидинского в числе немногих представителей Олонецкой епархии занесено в последнюю русскую дореволюционную энциклопедию. Выпускником Олонецкой духовной семинарии был фольклорист, исследователь древнерусской письменности Е. В. Бар-сов. И. Е. Троицкий, уроженец Пудожского уезда, также выпускник Олонецкой духовной семинарии, позднее известный профессор Петербургской духовной академии и Петербургского университета, преподаватель алгебры, геометрии, тригонометрии, физики, космографии. Такие выпускники Олонецкой духовной семинарии как П. Ф. Со-лярский, М. И. Успенский, В. А. Полежаев, А. Бурцев и многие другие были замечательными деятелями российской истории, науки и просвещения.

В 1861 г. после ликвидации крепостного права остро встал вопрос о необходимости образования, доступного простолюдинам. Правительством и Священным Синодом был разработан проект передачи всего начального образования в ведение церкви. В нем указывалось, что помимо образовательных задач будут решаться задачи нравственного и гражданского воспитания, что, безусловно, будет спасительным не только для развития детей, но и для общества и государства.

Во все епархии поступило предписание и вменялось в обязанность «располагать и приобщать приходское руководство к заведению и поддержанию при церквях училищ в виде простом и приспособленном к народному быту, для обучения детей поселян чтению, письму, счету, молитвам и началам катехизиса». Сразу после принятия этого проекта число церковно-приходских школ по России увеличилось вдвое. Если до 1861 г. их было 7 тысяч, то в 1863 г. их стало уже 14 тысяч.

Во все годы существования самостоятельной Олонецкой епархии с 1828 г. каждый ее архиерей вносил посильный вклад в просвещение карельского края. В 1842 г. архиепископ Венедикт Григорович, сменивший архиепископа Игнатия, отдает распоряжение об увеличении школ грамоты при церквях. В связи с тем, что во многих приходах население не знало русского языка, им в школах грамоты вводится курс обучения русскому языку.

С 1851 по 1869 гг. кафедру Олонецкой епархии возглавлял архиепископ Аркадий (Федоров), который заботился о том, чтобы духовенство активнее открывало школы грамоты. Он упрекал Толвуйских священников в письме к ним, что они мало занимаются детьми, их обучением: «…стыдно, — писал он, — и грешно, что в нашем приходе родители отдают детей своих обучаться малограмотным мужикам, бабам и девкам, а не видят в вас своих пастырей».

Архиепископ сам отбирал и направлял в школы для обучения детей лучших священников из числа клира, образованных и умеющих обращаться с детьми. Особо успешно работающих в школах пастырей он представлял к наградам, направляя представление в Священный Синод. Понимая, что учитель-священник должен постоянно расти, владыка выписывал духовно-педагогические журналы и другую духовную литературу для них. Он отмечал: «Ведь ныне век просвещения, а между тем обратите внимание, сколько у нас народилось ложных учителей».

Совершая однажды поездку по епархии, бывая в семьях духовенства, владыка был поражен безграмотностью дочерей священников. И тогда он на свои средства в Каргополе при женском монастыре открывает епархиальное женское училище, которое в 1870-е гг. было переведено в Петрозаводск. Свое детище архиепископ опекал до ухода на покой, регулярно отсылая средства из своего бюджета на содержание воспитанниц.

После ухода на покой архиепископа Аркадия Олонецкую кафедру возглавил епископ Ионофан (Руднев) (1869—1877). При нем в двадцати самых бедных приходах были открыты новые храмы с домами для притча и церковно-приходскими школами. В 1868 г. было уже три духовных училища, 176 церковно-приходских школ. Вместе с тем стали создаваться земские школы, которые стали вытеснять церковно-приходские. В 1884 г. была проведена реформа К. П. Победоносцевым, которая спасла начальное церковное образование от ликвидации. К. П. Победоносцев убедительно доказал, что «…никакое просвещение не может дать благодетельных плодов, не будучи освящено светом веры». С этого года в период управления Олонецкой епархией епископом Павлом (Доброхотовым) (1882—1897) вновь возрождаются церковно-приходские и народные школы. В Олонецкой губернии к 1890 г. уже насчитывалось 320 церковно-приходских школ, а при 47 национальных приходах было 44 карельских и 27 вепсских церковно-приходских школ.

В конце XIX в. происходил быстрый рост сети начальных школ. Так, если в 1868 г. в Олонецкой губернии было 214 начальных школ, из них 176 церковно-приходских, то в 1913 году общее число начальных школ было 793, из них 408 земских, 327 церковно-приходских, 58 министерских (казенных). В 1869 г. в школах Карелии насчитывалось 118 учителей, в том числе 102 мужчины и 16 женщин, 101 из них имели духовное образование. В 1914 г. уже работало 1065 учителей, из них 61% — работал в земских школах, а 70% — в церковно-приходских. По социальному положению подавляющее большинство учителей было из представителей духовенства.

В отчете епархиального наблюдателя о. Александра Крупкина «О состоянии церковных школ Олонецкой епархии за 1911—1912 уч. год» отмечается, что в Олонецкой губернии 800 школ: 475 — гражданских, 325 — церковно-приходских. Церковно-приходские: в Петрозаводском уезде 79 (из них 53 русских, 17 карельских, 9 вепсских); в Олонецком уезде — 19 русских, 10 карельских; в Повенецом уезде — 33 (14 русских, 19 карельских); в Пудожском — 35 школ; в Каргопольском — 48 школ. При общей территории губернии 112322 кв. верст — одна школа на 141 кв. версту (верста 1,0668 км). На одну версту приходилось 508 жителей губернии, из них 45 детей школьного возраста. Во всех церковных школах обучалось 7274 учащихся, из них 5026 мальчиков и 2248 девочек. В среднем на одну школу приходилось 26 учеников. Без обучения оставалось 4940 детей церковных школ, а всего по губернии 13 тысяч детей школьного возраста оставалось без обучения.

Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский совершенно справедливо писал: «В глухих деревнях, при непроходимых дорогах, порою почти полном отсутствии связи с внешним миром, именно христианство, православный священник несли духовную культуру и грамотность, и этим самым спасали народ от дикости и бескультурья».


Т. В Сорокина


^ ТРАДИЦИИ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРЕЛИИ


К началу XX в. в Олонецкой епархии сложилась хорошо налаженная система духовного образования, которая работала весьма успешно. Благодаря ей, епархия располагала подготовленными кадрами духовенства из представителей разных народностей, проживающих на территории Олонецкой губернии. Одним из первых учреждений духовного образования в нашем крае можно считать Духовное училище, которое было открыто в 1809 г., в Петрозаводске по распоряжению Новгородского митрополита Серафима1. В училище получали начальное духовное образование в основном дети священнослужитей. Учащиеся обучались чтению и письму на церковно-славянском языке, овладевали навыками церковного пения, изучали основы арифметики, Закон Божий и другие духовные дисциплины. Выпускники училища становились причетниками, диаконами, и священниками, так как в то время в Олонецкой губернии не было самостоятельной епархии и своей Духовной семинарии.

Олонецкая епархия с кафедрой епископа в губернском городе Петрозаводске была учреждена в 1828 г.2 А спустя год по ходатайству первого Олонецкого епископа Преосвященного Игнатия (Семенова) в Петрозаводске была открыта Духовная семинария3, которая девяносто лет готовила священников для приходов епархии. Олонецкая семинария находилась под постоянным вниманием архипастырей, которые заботились о качественном обучении и благоустройстве быта семинаристов. В разные годы ее возглавляли прославленные Русской Православной Церковью святые: святитель Феофан Затворник (Говоров); священномученики: Никодим (Кононов) епископ Белгородский и Фаддей (Успенский) архиепископ Тверской. В числе выпускников был священномученик Вениамин (Казанский) митрополит Петроградский. За весь период существования семинарии (1829―1918 гг.) ее окончили 1568 человек, большая часть из которых стала священниками, многие выпускники посвятили свою жизнь преподавательской деятельности, а некоторые стали известными учеными. Уровень преподавания в этом учебном заведении был очень высокий, поэтому закончившие семинарию имели возможность поступить в высшие духовные и светские учебные заведения Санкт-Петербурга и Москвы.

Система духовного образования Олонецкой епархии постепенно развивалась, следующим значительным шагом в ее усовершенствовании явилось образование по инициативе Высокопресвященного Аркадия (Федорова) архиепископа Олонецкого в 1858 г. Епархиального училища для девочек из духовного сословия. Вначале училище существовало при Каргопольском Успенском женском монастыре, и учились в нем в основном сироты, но в 70-х годах его перевели в Петрозаводск, и количество учебных мест было увеличено4. В училище девушек знакомили с различными предметами, их обучали Закону Божию, чтению, письму, математике, истории, пению, домоводству и рукоделию. В женском епархиальном училище имели возможность получить образование дочери беднейшего духовенства Олонецкой епархии, а после переезда в Петрозаводск, среди его учениц появились девушки из вполне обеспеченных семей местных священнослужителей.

Кроме перечисленных выше духовных учебных учреждений действовали духовные училища в уездных городах и церковно-приходские школы во многих приходах епархии. Много сил положил на развитие начального и среднего духовного образования в епархии, выпускник Олонецкой духовной семинарии, епархиальный наблюдатель школ грамотности, ректор семинарии, будущий митрополит Ленинградский Григорий (Чуков). В начале минувшего столетия система духовного образования в Олонецкой епархии была одной из лучших в России.

После 1917 года ситуация изменилась, в соответствии с декретом от 20 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» все духовные учебные учреждения Олонецкой епархии были закрыты, здания в которых они располагались – национализированы вместе со всеми учебными принадлежностями, пособиями и библиотеками. На целых восемьдесят лет в наших краях забыли о духовном образовании.

В 1990 году была восстановлена самостоятельная Петрозаводская и Олонецкая епархия, которую возглавил Преосвященный Мануил (Павлов) епископ Петрозаводский и Олонецкий (с 1996 года Петрозаводский и Карельский)5. Началось духовное возрождение Карелии.

Конец XX — начало XXI вв. стали временем второго крещения Руси, но люди душой принявшие веру отцов и таинство святого крещения мало, что знают о православных традициях, поэтому просветительская деятельность в среде вновь обращенных необходима. Пятнадцать лет минули после восстановления епархии, за эти годы были опробованы разные формы духовного образования православных верующих.

В настоящее время в Петрозаводской и Карельской епархии существует Духовно-просветительский центр во имя св. прп. Александра Свирского, в котором действуют курсы катехизаторов для взрослых и детей. По благословению Высокопреосвященного Мануила архиепископа Петрозаводского и Карельского его работой руководит протоиерей Олег Евсеев. При центре действует группа по изучению православной истории Карелии. Слушателей не много, постоянно посещают занятия 10—12 человек, но к изучению материала относятся заинтересованно, часто задают вопросы и лекция плавно переходит в беседу.

В Петрозаводской городской школе № 4, носящей имя святого Феодора Ушакова, для учеников начальных классов введен курс православной культуры. Учащихся знакомят с основами православия, рассказывают о христианских праздниках, и православных святых. Летом желающие могли отдохнуть в православном лагере в поселке Шуя, дети посещали Предтеченский храм и совершили паломническую поездку в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Юные паломники присутствовали на Божественной Литургии, исповедались и причастились Святых Христовых Тайн, приложились к мощам великого святого в земле карельской просиявшего. Православную школу духовно окормляет священник о. Геннадий Кузькин.

На протяжении последних семи лет в Петрозаводском государственном университете для студентов Исторического и Филологического факультетов читается спецкурс «История православия в Карелии»6. Включение спецкурса в учебный процесс удалось осуществить благодаря инициативе сотрудников ПетрГУ, Национального архива РК и Петрозаводского епархиального управления. Программа курса была утверждена на ученом совете факультета и включена в учебный процесс. Его прослушали и успешно сдали зачет более ста пятидесяти человек.

Лекционный материал сложился в ходе работы над сборником статей и документов «Олонецкая епархия: Страницы истории» (Петрозаводск, 2001) и сборником документов «Петрозаводск 300 лет истории» (Петрозаводск, 2001). Каждая лекция подготовлена на основании изучения архивных документов и источников по краеведению, опубликованных в конце XIX — начале XX вв.

Спецкурс «История православия в Карелии» предполагает знакомство слушателей с основными аспектами распространения в крае православной веры: обращает внимание на ее истоки и пути проникновения в среду местных народностей, отмечает значимость миграции славянского населения из Новгорода Великого на север и вместе с ним распространения православной культуры. Рассказывает о возникновении православных монастырей и об их роли в жизни коренного населения нашего края, о распространении «книжного знания» и письменности.

Знакомит с подвижниками православной веры, совершавшими свой духовный и жизненный подвиг в уединении северных карельских лесов. Определенное внимание уделяется истории древних храмов Петрозаводска и уездных городов губернии.

Курс постепенно дополняется новыми темами, некоторые из них посвящены жизни известных людей, по разным причинам, связанных с историей Олонецкого края, другие деятельности библиотек духовного ведомства и духовному подвигу новомучеников и исповедников российских, пострадавших за Христа в XX веке.

Материал спецкурса, будучи православным по своей тематике, является предметом духовным, а по содержанию он видится автору как один из разделов исторического краеведения. Это попытка изучить духовное и культурное наследие народов, населявших наши земли в прошлые века, стремление осмыслить позитивное влияние новгородцев на местное карельское население и проследить их взаимоотношения в области сотрудничества экономического, политического, культурного и духовного.

Студенты посещали занятия по собственному желанию. Это их осознанный выбор, так как в университетской программе имеется большой набор различных специальных дисциплин. Всего спецкурс прослушали восемь групп слушателей: шесть групп историков и две филологов.

Зачет обычно проводится в форме собеседования с каждым студентом индивидуально по заданной теме. Стало традицией проводить на последнем занятии анонимное анкетирование, слушателям предлагается ряд вопросов по итогам спецкурса, например: «Считаете ли Вы, что знания, полученные в результате прослушанного спецкурса, расширили Ваш кругозор и каким-либо образом повлияли на Ваше мировоззрение?», «Какие темы спецкурса Вас наиболее заинтересовали?», « С какими аспектами истории Православной Церкви в России и Карелии Вы хотели бы познакомиться?», «Считаете ли Вы, содержание данного спецкурса важным разделом при изучении курса истории Карелии и почему?», «Ваши пожелания».

Приводим некоторые ответы на вопросы последней группы слушателей: «Полученные на спецкурсе знания значительно расширили мой кругозор. Я узнала много нового о церковной истории нашего края»; «Мировоззрение очень тяжело изменить, но кругозор, несомненно, расширился, дело в том, что помимо основных задач, данный спецкурс является одним из направлений в истории краеведения, что особенно интересно для иногородних студентов», «Я узнала очень много об истории православия в Карелии». Наиболее интересными темами были названы: «История монастырей», «История Олонецкой епархии в XX веке», «Жития святых», «История православных соборов г. Петрозаводска», «Олонецкие пустынножители». В пожеланиях записано: «Если бы можно было еще выезжать на экскурсии. Очень интересный спецкурс», «Хотелось бы более подробно ознакомиться с житиями святых».

На лекциях параллельно с изложением материала слушателям демонстрировались фотографии храмов, монастырей, фотоснимки икон карельских святых, портреты Олонецких святителей и священномучеников. Видеоряд, сопровождающий рассказ преподавателя делает восприятие излагаемого материала более ярким и запоминающимся. Независимо от того, в какой аудитории он демонстрируется. Занятия с использованием видеоматериала проходят более живо и интересно.

Особо хотелось бы отметить то, что все слушатели спецкурса значительно увеличивают свой словарный запас; лексикон пополняется новыми для студентов православными терминами такими как: монастырь, инок, епископ, епархия, патриархия, храм, монах, келья, митрополия и многими другими. На занятиях дается понятие о церковной иерархии, о монашествующем и белом духовенстве, очень часто люди далекие от церковной жизни не имеют никакого представления об этом.

Ежегодно несколько студентов исторического факультета пишут курсовые работы по православной тематике, за четыре года в этом проекте приняли участие более десятка человек. Как правило, работы пишутся с использованием документов Национального архива Республики Карелия. Тема определяется в результате собеседования студента и преподавателя, причем пожелания первого являются определяющими в выборе темы. Затем рассматривается круг предполагаемых источников: печатные издания по теме и документы из фондов архива. Работа по изучению источников и написанию курсовой занимает 3—4 месяца. Контроль за подготовкой курсового проекта осуществляет заместитель декана исторического факультета Ольга Анатольевна Киселева. Все защиты курсовых прошли на «хорошо» и «отлично». Для примера назовем несколько тем курсовых работ: «История Александро-Невского кафедрального собора г. Петрозаводска XIX—XX вв.», «История Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря XVI—XX вв.», «История Муромского Успенского монастыря XV—XX вв.», «История Соломенского прихода XVI—XX вв.».

Весной 2005 г. выпускница ПетрГУ Кривошеева Татьяна защитила дипломный проект по теме: «Православные храмы города Петрозаводска XVIII — XXI вв.», в этой работе впервые дается описание домовых церквей города, в научный оборот введены ранее не использованные документы Национального архива Республики Карелия.

Не следует, однако преувеличивать успешность существующего проекта, потому что количество слушателей спецкурса и тех, кто пишет курсовые по православной тематике столь невелико, что выглядит каплей в университетском студенческом море.

Работа с группами историков во втором семестре 2006 ‬― 2007 гг. прошла успешно, спецкурс посещали студенты историки разной специализации: общая история, архивоведение, туристическая работа и историки-переводчики. Зачет сдали сорок девять человек. Студентами были высказаны положительные отзывы о прослушанном материале. На вопрос, почему выбрали именно этот спецкурс, отвечали: «В учебной программе есть другие спецкурсы по истории религии, но это единственный, который связан с историей Карелии, а мы все жители Республики Карелия».

В мае 2007 г. студенты — историки посетили монастырь Александра Свирского, поездка состоялась по инициативе слушателей спецкурса и явилась завершающим аккордом в изучении православной истории родного края в текущем году.

Хотелось бы надеяться, что работа со студентами в ПетрГУ будет продолжена и в дальнейшем, так как она приносит свои пусть очень скромные плоды — молодежь знакомится с православной историей Карелии.


В. Г. Кондратьев


6836032144766197.html
6836195362072533.html
6836259984920171.html
6836409953317040.html
6836604420157830.html